..
Проект Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков»
На участие в конкурсе-выставке образовательных проектов виртуального этапа педагогической ярмарки «Сельская школа – Образовательная марка» - 2015»
Проект Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков»
Авторы:
Ушницкая Елена Константиновна – педагог-психолог - руководитель;
Слепцова Маргарита Николаевна – методист. 2015 г.
Проект Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков»
Авторы проекта: Ушницкая Елена Константиновна – педагог-психолог МБОУ ДОД «Улусный детский центр», автор проектов «Создание детско-родительского клуба «Өмэттү»»; Слепцова Маргарита Николаевна – методист МБОУ ДОД «Улусный детский центр», методист высшей категории, отличник образования РС(Я).
Координатор проекта: МБОУ ДОД «Улусный детский центр» Эвено-Бытантайского национального улуса.
Анализ социокультурной ситуации
Социальный заказ современного общества ориентирован на востребованность личности, способной мобильно, конструктивно и творчески принимать ответственные решения и действовать целесообразно в условиях стремительных изменений жизни. В условиях отдаленных от центра столицы Якутии северных районов получения воспитанниками дополнительного образования в области гармоничного развития и этнокультурного образования на основе комплексного изучения традиций и обычаев, языка, материальной и духовной культуры эвенского народа для развития и поддержки творческой деятельности детей является одним из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Связь с практикой проявляется в направленности на обучение жизненным навыкам и подготовку к активному участию жизни общества. Социальная компетентность раскрывается через систему взаимосвязанных умений и личностных качеств, способных служить основанием не только для общего развития личности, но и для определения ею конкретных шагов в определении последующих выборов на своем жизненном пути. В условиях модернизации образования в центре всех педагогических устремлений дополнительного образования находится личность обучающегося, которая в процессе обучения должна приобрести такие жизненно важными качествами, как гибкость, критичность, масштабность мышления; самостоятельность в принятии решений; чувство гражданской ответственности; самообразования как элемент образа жизни; наличие системы жизнеутверждающих смыслов, ценностей образа жизни; способность к адаптации к меняющимся жизненным ситуациям; социально-психологическая компетентность (коммуникабельность и коммуникативность, умение прогнозировать разрешать трудные ситуации межличностного общения, организаторские способности, умение работать в коллективе и т.д). В настоящее время необходимо большое внимание уделять патриотическому воспитанию подрастающего поколения, воспитанию чувства ответственности перед своей родиной и своим народом. Одним из способов решить эту проблему является организация историко-краеведческой экспедиции по историческим местам родного края, где раньше проживали наши предки, откуда мы берем свои истоки. Ведь со временем в новом мире самобытность малочисленных народов растворяется, оставляя нам лишь имитацию их бытия. Очень мало материалов об истории нашего улуса, почти забыты наслега переселенные во время укрупнения и слияния колхозов. Историко-краеведческая экспедиция станет путешествием в прошлое, даст возможность окунуться в давно канувшие лета, прикоснуться к историческому наследию. Кроме того у такого путешествия есть масса преимуществ: во время путешествия у человека развивается кругозор, он получает дополнительные знания об окружающем мире, в процессе исследовательской работы и наблюдения у него развиваются творческие и интеллектуальные способности, он учится работать и взаимодействовать в команде. А главное, во время такого путешествия у человека формируется ценностное отношение к окружающей среде, любовь к своему родному краю. Но ввиду некоторых обстоятельств, таких как отдаленность населенного пункта, постоянно растущая цена на транспортные услуги и ГСМ и т.д. далеко не всем дается возможность совершить путешествие. Поэтому мы подумали, что эту проблему можно решить с помощью информационных технологий, а именно создания сайта, где каждый желающий может совершить виртуальное путешествие, заочную экскурсию по историческим местам Эвено-Бытантайского улуса. Во время виртуального путешествия он сможет познакомиться с новыми местами, пообщаться с интересными людьми, окунуться в мир дикой природы Севера, узнать о традициях и обычаях коренного народа, проживающего здесь, не выходя из своего дома.
Проблематика проекта
Создание условий формирования социокультурных компетенций детей и подростков в системе дополнительного образования детей с помощью создания интернет-сайта, посетив который они смогут совершить виртуальную экскурсию по историческим местам родного края.
Философские основания
Социализация личности подростка является одним из приоритетных направлений в дополнительном образовании, позволяющая исключить и сгладить негативное воздействие социальной среды на формирующуюся личность. Данный проект предназначен для формирования социокультурных компетенций обучающихся дополнительного образования на основе комплексного изучения традиций и обычаев, истории родного улуса и его территории. В процессе образовательно-воспитательной деятельности образовательного учреждения дополнительного образования детей социальная компетентность формируется через систему взаимосвязанных умений и личностных качеств, способных служить основанием не только для общего развития личности, но и для определения ею конкретных шагов в определении последующих выборов на своем жизненном пути. Отличительная особенность проекта то, что он функционирует комплексно и интегрированно с другими направлениями социального института, чтобы шел процесс взаимообогащения разных направлений деятельности для обеспечения развития личностного роста обучающего.
Психологическая концепция
Одно из главных предназначений проекта – это овладения обучающимися социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных возможностей и способностей, выявление познавательных интересов, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, изучение исторического наследия Эвено-Бытантайского улуса.
Содержание
Цель проекта: Проект составлен с целью изучения исторического наследия Эвено-Бытантайского национального улуса и создания интернет-сайта Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков». Проект рассчитан на 5 лет.
Задачи:
Основными задачами данного проекта являются:
• Собрать и изучить материалы по истории родного улуса;
• Определить маршрут путешествия;
• Создать интернет-сайт Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков»
• Создать интернет-ресурс по данному проекту
Проект реализуется в рамках образовательной программы «Балдача төрэҥэт». Программа составлена с учетом содержания ФГОС второго поколения. В этом смысле выражена идентификация содержания занятий с внеучебной деятельностью школьников. Важнейшим аспектом воспитательной системы является патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание чувства ответственности перед своей родиной и своим народом. Деятельность социального проектирования дает возможность участия обучающихся в изучении исторического наследия Эвено-Бытантайского национального улуса и сотрудничеству коллектива со многими организациями и взаимодействии с родителями.
Описание способа (механизма) реализации проекта.
• Введение образовательной деятельности в соответствии с учебными планами образовательных программ;
• Научно-методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса;
• Привлечение к реализации Проекта общеобразовательные школы, родителей, общественность.
• Создание Координационного совета по организации историко-краеведческой экспедиции.
• Заключение договоров с УО, создание атмосферы сотрудничества;
• Создание методической продукции с использованием ИКТ;
• Организация различных форм демонстрации результатов реализации проекта;
• Обеспечение финансирования и контроль за целевым использованием денежных средств.
Описание структуры предлагаемой системы.
• Совершенствование материально-технической базы
• Научно-методическое сопровождение Проекта
• Разработка программы инновационного подхода к управлению и организации взаимодействия школ, родителей, социальных партнеров и МБОУ ДОД УДЦ в реализации проекта Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков» (в условиях интеграции)
• Организация учебного и воспитательного процессов с использованием ИКТ (в т. ч. дистанционное обучение),
• Разработка и реализация подпроектов по маршрутным направлениям
• Проведение ежегодного мониторинга внедрения
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (2015-2016)
Создание рабочих групп
Разработка нормативной базы
Разработка подпроектов (психологическая служба, ДОО, детско-родительский клуб)
Разработка системы мониторинга формирования ключевых компетенций
Подготовка и утверждение необходимой документации для согласования и утверждения бюджетной системы
Ожидаемый результат:
Разработка подпроектов по маршрутным направлениям. Пакет документов реализации проекта.
2 этап – внедренческий (2016-2020)
Введение образовательной деятельности в соответствии с учебными планами образовательных программ;
Научно-методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса;
Привлечение к реализации Проекта общеобразовательные школы, родителей, социальных партнеров и общественность.
Заключение договоров с УО, создание атмосферы сотрудничества;
Создание методической продукции с использованием ИКТ;
Организация различных форм демонстрации результатов реализации проекта
Создание интернет-сайта, виртуального путешествия-экскурсии по историческим местам родного края.
Ожидаемый результат:
Реализуются подпроекты по введению нового содержания образования в образовательно-воспитательный процесс.
Летопись исторических мест родного края
Создание интернет-сайта Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков» , способствующего формированию социокультурных компетенций детей и подростков в системе дополнительного образования детей с помощью создания интернет-сайта, посетив который они смогут совершить виртуальную экскурсию по историческим местам родного края.
3 этап – заключительный (2020)
Информационно-аналитическая работа по подведению итогов реализации проекта
Ожидаемый результат:
Пакет материалов по итогам реализации проекта, старт виртуального путешествия по историческим местам родного края «По следам предков».
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1.Повышение уровня ИКТ-компетентности у обучающихся, родителей, педагогов ОУ.
2.Овладение обучающимися социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, позиции, ценностных ориентаций).
3.Повышение интереса обучающихся к изучению истории своего родного улуса, формирование чувства патриотизма к своему родному краю.
4.Повышение эффективности работы Улусного детского центра посредством использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.
5.Расширение возможностей дополнительного образования детей за счет социального партнерства с образовательными учреждениями, улусным музеем, отделом ГЭК Эвено-Бытантайского и другими организациями.
6. Создание сайта Виртуальное путешествие по историческим местам родного края «По следам предков», организация работ по технической поддержке сайта.
7.Создание интернет-ресурса по данному проекту.
8.Презентация итоговых материалов проекта в интернете и СМИ.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
Мотивационная готовность – охват детей и подростков, педагогов, родителей, социальных партнеров, ОУ и общественности.
Профессиональный рост педагогов - Уровень овладения педагогами новыми технологиями воспитания и обучения; положительная динамика по показателям усвоения образовательных программ, квалификационная категория, повышения качества образовательного процесса, качество участия в профессиональных конкурсах; повышения уровня представления обобщенного опыта;
Социализация учащихся – положительная динамика в развитии обучающегося по критерию социокультурных компетенций;
Активизация роли родителей в развитии УДО - степень удовлетворенности родителей качеством образовательно-воспитательного процесса, взаимодействие с ОУ;
Совершенство системы управления качеством дополнительного образования – качественные изменения в системе ДО
Информационно-техническое обеспечение - Новостная лента наполняется ежемесячно. Все заинтересованные лица знают порядок предоставления информации на сайт. На сайте работают счетчики посещений гостей и зарегистрированных пользователей.
Ресурсное обеспечение
Человеческие (кадровые):
- педагоги дополнительного образования;
- члены детско-родительского клуба «Өмэттү»;
- социальные партнеры: школы (ССОШ, КСОШ, ДСОШ), работники муниципального архива, работники улусного музея, отдел ГЭК.
- медицинский работник.
Технические:
- микроавтобус Митсубиси Делика;
- нотбук;
- фотоаппарат
Организационные:
- взаимодействие и сотрудничество с ОУ, родительской общественностью и социальными партнерами.
Финансово-экономическое обоснование затрат на реализацию проекта:
Смета проекта и её обоснование:
№ п/п |
Название мероприятия |
обоснование
|
Всего средств |
В том числе |
|
имеется |
требуется |
||||
1. |
Аппаратное обеспечение:
|
Недостающее аппаратное обеспечение необходимо для сбора и переноса информации, материалов в сеть Internet. |
108000 руб |
|
25000 3000 5000
30000 45000 |
2. |
Приобретение расходных материалов к компьютерной технике |
Необходимо оформление экспозиций и печати изданий, буклетов
|
15000 руб |
15000 |
|
3.
|
Приобретение выставочных стендов и витрин |
Оформление материалов по истории школы |
55000 руб |
30000 25000 |
|
4. |
Приобретение ГСМ |
Необходимо для совершения поездки на транспорте до места назначения |
104000 |
|
|
|
ИТОГО |
|
282000 руб |
Препятствия и риски
Финансовые, обусловленные нехваткой бюджетных средств, из-за чего могут возникнуть проблемы с предоставлением дополнительных транспортных услуг и приобретения ГСМ для совершения экскурсии. Социальные, связанные с суровыми климатическими условиями Севера, географической отдаленностью населенного пункта и дорожно-транспортными условиями, что может явиться причиной продления срока реализации подпроектов.
Развитие проекта:
- усовершенствование проекта;
- экскурсия и создание виртуального путешествия:
• по местам легенд и преданий Тюгясирских эвенов (Хааннаах, Кыыс Хадаар, Дьахтар тааһа, Үҥкүү тааһа и т.д.)
• по достопримечательным местам Эвено-Бытантайского улуса (Дула Хайа, Ис сыьыы, Топпо, Омукчан, Орукулаах и т.д.) • по оленеводческим и коневодческим стойбищам.